Братислава: лужи, трамваи и панельки

Братислава: лужи, трамваи и панельки
Права на изображения принадлежат изданию - источнику статьи

49632134076_7914401a1d_b.jpg


О Братиславе я практически ничего не знал перед поездкой, в голове разве что были кадры из фильма «Евротур» и шутки про железную дорогу до Берлина. Не могу сказать, что наше знакомство началось с моментального переубеждения — город встретил стройкой, кривыми тротуарами с лужами и в целом депрессивной средой. 

Моментами казалось, что я скорее где-то в Астрахани, а не Европе. Особенно усиливали эти чувства местные лужи, здания в стиле капром и панельки на фоне. Но разница всё же есть, просто она не столько про детали и красоту, сколько про продуманность.

Временный автовокзал

Из Будапешта до города я доехал на автобусе — автостанция находится рядом с центром, по времени и комфорту это оказалось весьма приемлемо. Сам автовокзал оказался скромным и немного запутанным:

49632415972_c86eda764f_b.jpg


Вокруг кипит стройка, поэтому за границами автовокзала начинается ад и грязь — прямо как дома!

49632147981_31e50dbf13_b.jpg


Чуть позже я выяснил, что это временный автовокзал, капитальный строят рядом и собираются совместить с торговым центром. Но временное решение оказалось весьма интересным: здесь интегрировали автовокзал в склад электроники. Не знаю, как власти сумели договориться с бизнесом, но вместе с билетом на автобус можно купить дрель или холодильник.

49632123361_c7ed405cbb_b.jpg


Двигаемся в сторону центра, новая архитектура и благоустройство сдержанное:

49632413547_805fb09e20_b.jpg


... но под ногами то и дело возникает лужа. Ливнёвка и дренаж тут есть, просто в разуклонку не смогли:

49631626293_44139d34b0_b.jpg


Деловой центр уже немного вырисовывается, здесь же будут башни от Захи Хадид. Но сейчас, возможно, вы узнаете свой город: здесь есть велодорожка, но она обрывается ровно на том месте, где я стою. Связанная велосеть? Пффф! А вот временное оформление островка безопасности хорошее:

49631625623_ae971f9277_b.jpg


Центр

Местами это чистая Рязань:

49632411987_f594f8a676_b.jpg


Местами не очень понятно, что именно:

49631614503_b6e9f8e368_b.jpg


... но что-то очень родное:

49632411222_1a6323a1ac_b.jpg


Закрыть модернизм сайдингом? Да без проблем!

49632393497_8d4a6a8b2d_b.jpg


Даже КСИЛ сюда добрался!

49632143916_81d88647f1_b.jpg


Опять с людьми не повезло! Ой...

49632406187_cbfa1a2982_b.jpg


Совсем-совсем исторический центр весьма стандартен для Европы:

49631604038_a4848d3f01_b.jpg


Разве что ряд заброшенных домов вызывают образы Люблина:

49632123686_67cecab3a8_b.jpg


Некоторым домам закрыли выбитые окна картинами — прямо как в Нижнем Новгороде:

49631604063_5150edfcea_b.jpg


Лужи на центральной площади — ну прямо как дома!

49631612923_705f915047_b.jpg


Не островок безопасности, а лужа безопасности! Можно даже уточек пускать:

49632134411_0cf217196b_b.jpg


Но не всё прямо так плохо. Иногда встречаются попытки оживить пространство с помощью граффити:

49632411137_bd86cb12e7_b.jpg


На торгово-пешеходной улице тоже есть: 

49631617903_50d6fe09da_b.jpg


Здесь с помощью тактического урбанизма закрыли часть улицы для машин, теперь тут небольшая площадь. Проезд есть лишь для трамваев и велосипедистов:

49632409787_da64fe0a47_b.jpg


Получается простая и здоровая ситуация: пешком, на общественном транспорте и велосипеде быстрее и прямее, чем на автомобиле. Так умные города управляют мобильностью горожан.

49632407507_241198af0c_b.jpg


Велоинфраструктура хоть и находится в зародышевом состоянии, но здесь её не боятся делать.

49632412067_090cc0ec66_b.jpg


Другой пример — вместо площади-парковки появилась площадь для людей:

49631613378_aa65987538_b.jpg


Она пустая, это проблема. Либо здесь не придумали, чем её заполнять и как использовать, либо что-то проводят лишь по определённым дням. За старание — пять, за реализацию — три:

49632132681_99e02dd150_b.jpg


Модернизм

Старая часть города красива, но всё-таки весьма типична для этих краёв. Зато подобного в Европе не так много:

49631605673_64a583eb91_b.jpg


Перевёрнутая пирамида — центр радио. Радует сохранность не только фасадов, но и интерьеров:

49632393207_f950407bb4_b.jpg


Хотя на освещении явно экономят:

49632124786_882bc1003d_b.jpg


Модернизм и брутализм — стили целой эпохи, их можно любить или не любить, но это история, которую нельзя забывать. Здесь интересна судьба площади Свободы в центре Братиславы:

49632392727_f95c2f0298_b.jpg


Здесь сложился ансамбль из старого дворца и построек второй половины 20 века с модернистским фонтаном в центре. Фонтан и площадь немного разрушаются, город хотел реконструировать их с полной переделкой, но жители города устроили протесты за сохранение памятника эпохи:

49631604988_bc12b6784d_b.jpg


Ремонт нужен, и довольно давно. Но простой снос уничтожит историю места — это уже неприемлемо.

49631604998_a5017210f0_b.jpg


Рассказали, что горожане даже не согласились на замену плит тротуара — они добротные и являются неотъемлемой частью площади. Но оригинальные скамейки всё же куда-то увезли, поставив взамен серо-коммунальные лавки из металла (рукалицо):

49632392742_c61fd4e43d_b.jpg

Ужасный мост

Мост СНП в Братиславе — знатный пример градостроительного варварства.

49632131341_8999f15efd_b.jpg


Мост соединяет центр города с противоположным берегом, был построен в 1972 году. Ради его строительства уничтожили много исторических кварталов братиславского Подградья, пал практически весь еврейский квартал. На месте бывшей синагоги сейчас установлен мемориал с чертежами здания:

49632391567_75c210abc5_b.jpg


Плох не сам мост, а его подходы: автомобильная развязка не помещалась среди старого центра. Кроме того, новые объёмы слишком масштабные, они спорят с памятниками истории и перебивают своей массивностью акценты. Пишут, что от вибраций разрушаются здания:

49632131761_fdb12dfced_b.jpg


Видимо, основная задача была сделать побольше пропускную способность для машин, а прочие параметры уже не так интересовали. Теперь весь поток с автомобильного моста упирается в светофоры на обычных улицах. Можно было сделать мост без развязки, с трамваем для компенсации провозной способности, но это же не так интересно.

49632399592_7ebb1fc022_b.jpg


Минусов много, но некоторые из них смогли минимизировать  — например, надземные переходы продублировали по земле. А вот без заборов не смогли:

49631611743_69159689f1_b.jpg


Под мостом же сделали автобусную станцию — место не вымирает и не так сильно маргинализируется за счёт этого:

49632131321_eb69e5525f_b.jpg


Трамвай

Теперь давайте о приятном — в городе крутой трамвай. Братиславу сложно назвать богатым городом, но тут очень даже понимают потенциал и важность этого вида транспорта. Даже находят деньги на его развитие и закупку новых вагонов.

49632141111_6db105b2c7_b.jpg


В советские годы были построены линии в несколько крупных районов массового жилищного строительства. Кое-где даже сделали «заготовку» под возможный переход трамвая с узкой колеи (1000 мм) на стандартную европейскую (1435 мм):

49632130766_5f12dca7b8_b.jpg


Братиславский град, расположенный на холме над Дунаем. Подняться к граду можно пешком или на троллейбусе. Под холмом тоже можно проехать — в 1943-1949 был построен автомобильный тоннель длиной чуть меньше 800 м. В 1981 из-за большой загазованности и отсутствия достаточной вентиляции машины убрали, вместо них пустили трамвай в 1983 году.

799853_original.pngфото: imhd.sk/ba/galeria/1223/tramway-tunnel?&p=13


С 2015 года в городе стали появляться новые вагоны от Шкоды, сейчас их порядка 60 штук:

49632140296_b91a59efec_b.jpg


Купить билеты можно через автоматы, но многие из них принимают лишь монеты:

49632407622_9897c66bed_b.jpg


Можно по карте внутри салона:

49632135376_633cca6daf_b.jpg


В целом система напоминает Прагу: единый билет, оплата по зонам, проездные на время с бесплатной пересадкой и так далее. Чувствуется общее прошлое.

49632136141_66c77c3c78_b.jpg


Стык здорового человека: в отличие от обычных стыков, этот практически не чувствуется при переезде за счёт своей формы — трамвай плавно съезжает с одного рельса на другой:

49632137196_8b6a84e182_b.jpg


Есть много технических тонкостей, которые позволяют трамваю ездить тихо и плавно. Тут, например, стрелка на поворот отнесена к остановке, чтобы трамвай сразу заезжал на неё и спокойно поворачивал. Часто такое делают, чтобы машины не убивали механизм стрелки.

49632137096_ac4f7975d6_b.jpg


Есть несколько пешеходных улиц с трамваем, на них сосредоточен основной бизнес.

49631604578_a899534faa_b.jpg


Само собой, трамвай не стоит в пробке. И стрелки переключаются автоматически. И прочее-прочее-прочее. Даже старые вагоны выглядят здесь подобающим образом:

49632130761_48d4de637c_b.jpg


Самый крупный транспортный проект 2010-х в Братиславе — строительство трамвая на правый берег Дуная в район Петржалка. Это самый большой спальник города, многие даже считают его крупнейшим в Европе. При постройке туда не стали тянуть трамвай, вместо этого решили ждать метро, которое даже начали строить. Но экономическая ситуация начала 1990-х поставила всё на место: метро не будет, ездим на трамвае. 

49632130221_55c5868172_b.jpg


Ради трамвая полностью заменили конструкции «Старого моста» через Дунай, по которому в начале XX века проходила линия интерурбана в Вену. Мост стал трамвайно-пешеходным:

49632398277_aceae8d556_b.jpg


Пока введена лишь первая очередь, трамвай заходит всего на две остановки вглубь берега. Из-за этого трамваи с двумя кабинами и дверьми на каждую сторону — оборотного кольца нет.

49632125846_e288285145_b.jpg


Самый большой спальник

Родные, панельные, твои:

49632397392_d0462d9d90_b.jpg


Про зарубежные панельки и сам подход микрорайонной застройки уже столько раз всего писал, что позволю себе не повторяться — все посты на эту тему можно найти по тэгу.

49631606558_3a1193066a_b.jpg


Есть несколько деталей, которые отличают эти спальники от отечественных. Например, здесь всё ещё нормальные входные группы с просматриваемым подъездом:

49632128566_f897145f8e_b.jpg


Архитекторы серьёзно планировали развести людей на два уровня: машины снизу, люди — сверху. Видимо, бюджета хватило лишь на несколько домов со стороны улиц, да и то сейчас всё продублировано по земле:

49631609258_017fbfefb7_b.jpg


Снизу парковка и зоны разгрузки, на втором этаже галереи и бизнес:

49632394197_ff84f37e00_b.jpg


В глубине квартала разделение тоже есть, но более деликатное. Например, дорожка от остановки идёт сбоку от парковки:

49631607228_a420176587_b.jpg


Сами парковки здесь не растыканы в случайном порядке перед подъездами «где бы влезло», а всё же сосредоточены точечно на пустырях:

49631609293_9c4f57306d_b.jpg


Перед подъездами тоже есть парковки, но такие дома имеют выходы на обе стороны — со второй стороны проезда нет.

49632396357_005f3724b1_b.jpg


Иными словами, здесь хотя бы частично смогли сохранить концепцию пешеходного пространства внутри микрорайона.

49631608128_56464c91be_b.jpg


По периметру же всё по классике — пространство машин, где страшно отправить ребёнка переходить дорогу. Хотя даже тут понимают важность островков безопасности!

49632126566_27d553f634_b.jpg


И что?

В Братиславе можно встретить множество типичных для России и большинства постсоветских стран деталей и проблем. Здесь явно осознали свои возможности и живут с этим, но умеют точечно вкладывать деньги в нужные места: работа с трамваем и тактический урбанизм — те вещи, которые у нас явно сейчас проседают, а здесь уже есть опыт их использования. 

49631605978_96c06ca76e_b.jpg


Но самое важное в другом: здесь жители понимают свою ответственность за город. Это выражается не только в любви к скамейкам и фонтанам, люди регулярно выражают недовольство по каким-то коррупционным делам и иным политическим событиям — это напрямую влияет на жизнь в стране и городе.

800104_original.pngnewsnow.tasr.sk


О чем еще писали в этот день

Челябинское УФСБ отклонило призыв увековечить память о жертвах репрессий на своем здании

Руководство Управления ФСБ по Челябинской области ответило отказом на инициативу поместить мемориальную табличку в память о жертвах политических репрессий на фасад одного из своих зданий в
ZNAK.com

Жители юго-запада Москвы объединяются в единый фронт против метростроя

Строительство новой ветки метро уже второй год вызывает протесты москвичей, которые утверждают, что эта ветка им не только не нужна, но и способна разрушить их дома, из которыхз они никуда не собираются выселяться. Слово - гражданскому активисту Лилии
Новые Известия

Детский сад, школу и ФОК построят в столичном Солнцеве в рамках реновации

Специалисты уже утвердили проект планировки
РИАМО

Инсайд: мэр Екатеринбурга идет на сделку с бизнесменом. Торг шел в условиях протеста

Глава Екатеринбурга Александр Высокинский договорился с владельцем AVS Group, депутатом свердловского заксобрания Валерием Савельевым по поводу передачи дворца культуры «Химмаш» на баланс города, сообщил источник агентства. Как следует из документа, имеющегося в распоряжении URA.RU, администрация предоставит застройщику земельный участок в жилом районе
Ура.Ru

За нас решают судьбу, а мы хотим участвовать!

12 марта в Общественном штабе прошел прием главного специалиста Управления обеспечения реализации Программы реновации жилищного фонда Департамента градостроительной политики Москвы Ольги Пушкиной.   Жителей дома, расположенного по адресу ул. Трофимова, дом 23, корпус 3, интересовали вопросы, касающиеся процесса подбора стартовых площадок и порядка переселения по Программе реновации. Больше всего
Штаб по контролю за программой реновации

В поселке Западный построят три социальных объекта по программе реновации

Речь идет о школе с дошкольным отделением и
Москва 24

«Война полным ходом!» Мэрия Москвы и ГК «ПИК» довели конфликт в Кунцеве до силовых столкновений

Конфликтная ситуация в столичном районе Кунцево дошла до силовых столкновений местных жителей, защищающих свои дома, с сотрудниками ГК «ПИК», который намерен построить 26-этажную высотку прямо во дворе трех кирпичных
Новый День