С чего начать реформу вокзалов Москвы

С чего начать реформу вокзалов Москвы
Права на изображения принадлежат изданию - источнику статьи

43567137215_e5426af3d5_b.jpg

Московские вокзалы — это позорные врата города. Ни одному человеку не посоветую добровольно пользоваться ими: неудобные проходы, проверки, ограды, лестницы, плохая навигация, странное расположение торговли и так далее. Некогда прекрасные дворцы прогресса сегодня превращены в серые сараи за колючей проволокой. Особенно всё это чувствуется при заходе с новых московских улиц в эти пещеры.

Судя по всему, в руководстве РЖД наконец-то тоже осознали факт бардака у себя под носом, управление вокзалами совершенно не справлялось со своими функциями. И речь не только про удобство для пассажиров, это ещё и потерянная прибыль от имущества:

«РЖД-Недвижимость» (стопроцентная «дочка» РЖД) планирует заняться модернизацией московских вокзалов и перестройкой прилегающих к ним территорий для бизнес-проектов и строительства жилья. Эту идею обсуждали на заседании инвестиционного комитета РЖД в понедельник, 16 августа, сообщили РБК два источника, близких к его участникам.

Речь идет о развитии Киевского, Белорусского и Курского вокзалов с территориями полосы отвода железнодорожных путей до Третьего транспортного кольца, Савеловского вокзала совместно с грузовым двором Москва — Бутырская, а также грузового двора Москва — Митьково-2 в Сокольниках. Общая площадь этих территорий составляет 177 га, из которых на вокзалы и перроны приходится 22,9 га. Целью модернизации РЖД видят увеличение пропускной способности вокзалов, повышение комфорта пассажиров, увеличение налоговых поступлений от реализации бизнес-проектов, говорят оба собеседника.

Подробнее на РБК

Сейчас я не буду концентрироваться на застройке прилегающих площадей и грузовых дворов. В теории это скорее плюс, так как включит территорию внутри города в общественное пользование и создаст дополнительный спрос на железные дороги. Если смотреть на международный опыт, то за счёт развития вокзалов и застройки японские железные дороги имеют возможность вкладывать в развитие движения и создавать локальные центры для жителей. Но если эти проекты выльются в огромные однотипные панельки-человейники, то весь потенциал будет угроблен ради сиюминутной прибыли.
31646964107_08977729c4_b.jpg

Торговля на вокзале тоже не является абсолютным злом, просто бизнес должен дополнять транспортную функцию, а не доминировать над ней. Примеры хорошей организации магазинов я показывал в Лейпциге и Берлине.
39571811792_887875e936_b.jpg

С вокзалами всё сложно в первую очередь из-за силовиков — под предлогом антитеррористических требований закрывают проходы и создают барьеры для пользования вокзалом, они просто выпадают из общественного пользования. Также удлиняются переходы между разным транспортом, путь из метро в поезд или из трамвая в вагон превращается в очень плохой квест. Раньше этот маразм можно было обойти и сразу попасть в поезд или город, но всю пространственную задумку архитекторов убили заборами (прямо как со школами в центре микрорайонов).
44928539555_6b0eda0ea2_b.jpg

Если хотя бы открыть все проходы и спилить заборы на привокзальных площадях, то пользоваться вокзалами и железными дорогами станет в разы проще и удобнее. При этом досмотровые зоны можно оставить, но убрать их вбок и сделать проверку выборочной. Уверен, что РЖД хватит лоббизма в госструктурах для такого компромисса.
40091952525_a0d8e9c58f_b.jpg

Вторая важная проблема — прилегающие площади. У градостроителей прошлого явно было какое-то отвращение к пассажирам железных дорог, потому что людей с сумками при любой возможности загоняют в подземные переходы без лифтов или ведут через поля парковки. Нужно смещать акцент с парковки и такси на удобство площадей для пешеходов и приоритет общественного транспорта.
40150233553_42c458aea7_b.jpg

Здесь у Москвы есть более-менее положительный опыт реконструкции площади перед Белорусским вокзалом, где уместили парковку, сделали удобные пешеходные пути с деревьями, построили трамвай, приблизили остановки автобусов к самому вокзалу и даже продублировали подземный переход зеброй через Тверскую — коллапса не случилось, но пользоваться площадью и вокзалом стало в разы удобнее.
37550290094_cc7ac567f8_b.jpg

Убрать лишние лестницы и навести порядок с вывесками внутри не есть что-то сложное. Главное — нанять нормальных архитекторов и слушать их. Больше опасений у меня вызывает вопрос доступности и транспорта: в Москве нет единого общегородского управления транспортом в этих зонах. Получается, что самим вокзалом управляют одни люди, остановкой перед входом — другие, станцией метро — третьи и так далее. В такой ситуации нет координации и общего понимания элементарных вещей. Это очень хорошо заметно хотя бы по навигации — указатели совершенно не дружат друг с другом и просто кидают пассажиров. Было бы здорового сделать единого оператора для вокзалов, куда бы входило РЖД, Дептранс, метро, коммунальщики, бизнес и прочие заинтересованные лица.
33228727658_e355509a4b_b.jpg

В целом, универсальный рецепт удобных вокзалов можно свести к «верните как было» с локальными доработками. Сносить и кардинально перестраивать вокзалы нужды нет — архитекторы прошлого неплохо сделали свою работу.
46380299314_f2a20c656f_b.jpg

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в... 31726716103_e14178b12a_s.jpg31726716113_e57834f871_s.jpg32415965171_9ea8f632ca_s.jpg42754516702_4d97febb08_s.jpg31726716183_5b4802a6ef_s.jpg31695044834_54d9f7d447_s.jpg

Посты по теме:
Пассажир? Страдай ради безопасности!
44928539555_6b0eda0ea2_b.jpg

Что не так с РЖД по сравнению с европейскими железными дорогами
38688218944_1ace3a6a4f_b.jpg

О чем еще писали в этот день

Еще 6 новых стартовых площадок включили в программу реновации в Москве

Они появятся в районах Бескудниковский, Останкинский, Богородское, Текстильщики, Проспект Вернадского и Филевский
РИАМО

Перешагнули рубеж: в Москве утвердили еще шесть стартовых площадок под реновацию

Общее число стартовых площадок под реновацию в Москве теперь составит 351 - в программу включили еще шесть площадок. Градостроительный потенциал всех площадей - более 5 миллионов квадратных метров, это треть всей
ВЕСТИ

Реновация пятиэтажек в Москве: Для стартовых площадок выбрали новые адреса

До конца года свободные участки под новостройки найдут во всех районах
KP.RU

М.Хуснуллин: Треть стартовых площадок подобрана для программы реновации жилья в Москве

03.09.2019 13:26. Агентство "Москва". Еще шесть стартовых площадок для программы реновации жилого фонда утвердили в Москве, таким образом их число достигло 351. сообщил журналистам заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.«Мы утвердили еще шесть площадок, теперь их 351. У нас на сегодняшний день более 5 млн кв. м стартовых площадок для поднятия первой волны переселения. Это означает, что 30% программы на сегодня обеспечено уже стартовыми...
Агентство Москва

Площадь стартовых площадок для программы реновации в Москве превысила 5 млн кв. м

Всего власти города подобрали более 350
ТАСС

Ставки пролетели. Ипотечная нестабильность на рынке Петербурга

После непродолжительного роста ставки по ипотеке опять пошли вниз. Впрочем, застройщики не надеются, что это сразу же скажется на объемах продаж. Дело в том, что цены на жилье за полгода выросли на 4–6%, а денег у горожан больше не стало. Кроме того, покупатели ожидают дальнейшего снижения ставок, как это было озвучено в послании президента. В банках же отмечают рост количества обращений
DP.ru