Как спасти Москву, взгляд из прошлого

Как спасти Москву, взгляд из прошлого
Права на изображения принадлежат изданию - источнику статьи

48168960771_5aa47b7f9f_o.jpg
Как правило, города массово перестраиваются и видоизменяются по двум причинам: войны и природные катастрофы. В Москве же всё было иначе: здесь движущей силой уничтожения старого и создания нового была... идея. Идея о новом обществе и новом городе. Даже так: идея о самом лучшем обществе на Земле и самом лучшем новом городе на Земле на развалинах всего старого и плохого.

Ниже я покажу некоторые слайды из альбома «Москва реконструируется» 1938 года с моими небольшими комментариями.

Начинается всё с анализа текущих проблем. Это сложно назвать объективным анализом, скорее подаётся актуальная проблема и обвинения старого режима. Например, жилищный кризис в Москве случился во многом из-за революции: строительного бизнеса нет, логистика нарушена, все растеряны и так далее. Первый советский дом был построен лишь в октябре 1923, хотя строить его начали в 1914 как гимназию, а достроили уже как жилой дом.
48169038652_a88585b8e6_o.jpg

Западный урбанизм нам не подходит, сделаем свой город, с метро и большими дворами!
48168960696_645c2330bc_o.jpg

Массовой автомобилизации при советах так и не случилось, но уж очень не хотелось быть хуже других. Автомобиль стал символом будущего, чем советские архитекторы начали пользоваться:
48168960651_42fca9c631_o.jpg

Этого даже не скрывают. Получилась интересная ситуация: в стране вроде бы равенство, но автомобиль доступен только элите общества, а город перестраивали именно под автомобиль. Интересное урбан-равенства :)
48168960531_611170c6d3_o.jpg

Пытался ли хоть кто-нибудь в то время посчитать эффект от такого асфальтирования города: сколько потратим сейчас, сколько будет стоить уборка и ремонт, на сколько больше людей сможет проезжать по этой улице и, главное, почему бы им просто не ехать на нормальном общественном транспорте без таких расширений? Что-то мне подсказывает, что такого не было — такие мысли даже сейчас редко встретишь, прошлые лозунги светлого автомобильного будущего до сих пор крайне популярны из-за своей простоты.
48169038402_f0049e0984_o.jpg

Идея идеальных бессветофорных улиц без пробок всё ещё живёт в умах многих наших градостроителей. Удивительно, что с 1930-х годов абсолютно в любом городе мира эта концепция потерпела фиаско (не путать с внутригородскими фривеями), но в неё всё равно продолжают верить. Хотя бы дома больше не сносят ради развязок.
48169038237_d5bcb35fb0_o.jpg

Большие коллекторы для всех коммуникаций — идея крайне правильная, про это я недавно писал. Печально, что у нас мечтают об автодромах на городских улицах, а про коммуникации забывают.
48169038117_b670b34952_o.jpg

В наше время вполне можно добиться скорости метро наземным транспортом, даже без строительства эстакад и развязок — достаточно разнести подальше остановки, сделать приоритет на улицах и перекрёстках. Сокольническая линия метро, к слову, одна из самых медленных в Москве :)
48168960186_04a43c7cc4_o.jpg

Каждые сто лет в Москве модно устраивать погром какого-нибудь вида транспорта. Тогда это был трамвай, и сейчас мы осознаём эту ошибку и даже пытаемся что-то вернуть (получается не ахти), и сегодня же происходит троллейбусный погром. История-то циклична!
48169037977_d114ca8f7e_o.jpg

Надо отдать должное — доносить мысли тогда умели. Работа с иллюстрациями и графикой крайне неплохая!
48168960041_3089471117_o.jpg

Уплотнение и рост этажности с перераспределением общественных пространств. Неплохая манипуляция, ведь после национализации никто не мешал сделать озеленение или площадки в имеющихся дворах старого города. Также почему-то в первом случае не показаны подъезды и улицы.
48168959956_1e9173093f_o.jpg

Реновация Москвы. Говорю же, история циклична!
48169037817_196344289a_o.jpg

Задумка туннеля под Воробьёвыми горами:
48168959816_8e2842ea09_o.jpg

... и реализация:
48169326332_7e986bc83b_h.jpg

Сейчас принято ругать нашу планировку города, сравнивая связанность с Парижем или Лондоном, а тогда это было фичей:
48168959726_095a3df249_b.jpg

Ещё одна хорошая инициатива — убрать жд пути с уровня улиц, желательно под землю. Грузовые дворы давно пора перенести в пригородные логистические центры, а вот разгрузить вокзалы от лишних путей можно лишь созданием сквозных проездов между разными направлениями железной дороги.
48168959696_8590b511cc_b.jpg

Историю важно изучать, чтобы не повторять старые чужие ошибки. У нас с этим туго, каждый начальник пытается перестроить город по-новому, но почему-то постоянно натыкаемся на одни и те же грабли. Посмотреть весь альбом можно здесь: http://electro.nekrasovka.ru/book/6151454

Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в... 31726716103_e14178b12a_s.jpg31726716113_e57834f871_s.jpg32415965171_9ea8f632ca_s.jpg42754516702_4d97febb08_s.jpg31726716183_5b4802a6ef_s.jpg31695044834_54d9f7d447_s.jpg

Посты по теме:
Что не так с московскими улицами?
593466_original.jpg

О чем еще писали в этот день

Плюс 6. Количество стартовых площадок для реализации Программы реновации увеличилось

Столичные власти утвердили еще шесть стартовых площадок для строительства домов в рамках Программы реновации, сообщил журналистам 2 июля заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Утверждены шесть дополнительных площадок для строительства стартовых домов на северо-западе, северо-востоке, востоке и юго-западе города. Включение в реестр шести дополнительных площадок
Штаб по контролю за программой реновации

Южно-Сахалинск готовится к запуску программы реновации

Подготовительные работы к реновации городского пространства ведутся в Южно-Сахалинске. Первыми в программе стали 4-й, 7-й и 8-й
Известия

Собянин: жителей поселка Северный по программе реновации начнут переселять уже в этом году

Об этом мэр Москвы рассказал в ходе осмотра строительных работ спортивного комплекса
Москва 24

Центр современного пятиборья откроют в Москве в 2019 году

В нем смогут заниматься спортсмены и
KP.RU

Утверждены еще 6 площадок для переселенцев по программе реновации

Утверждены еще 6 площадок для переселенцев по программе
Российская Газета