Здесь жили владельцы знаменитой Трехгорки: особняк Прохоровых в Пресненском районе признали памятником архитектуры

Здесь жили владельцы знаменитой Трехгорки: особняк Прохоровых в Пресненском районе признали памятником архитектуры
Права на изображения принадлежат изданию - источнику статьи

Жилое здание построили в 1836 году неподалеку от фабричных цехов Трехгорной мануфактуры. Семья промышленников Прохоровых занимала его вплоть до 1918 года, пока существовала фабрика. Главный дом городской усадьбы владельцев Трехгорной мануфактуры включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. В 1836 году особняк построил младший сын основателя знаменитой ткацкой фабрики Василия Прохорова Яков Васильевич. Жилое одноэтажное здание с антресолью (верхним полуэтажом) по центру возвели неподалеку от фабричных цехов в Трехгорном переулке. Двухэтажным особняк стал в 1877 году, после того как его перестроили по проекту архитектора Александра Попова. В это время домовладение принадлежало Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры (так называлась фабрика в годы правления Ивана Яковлевича Прохорова). Антресольный этаж преобразовали в полноценный, пристроив к деревянному основанию здания двухэтажные каменные крылья. Благодаря этому особняк приобрел г-образную форму. На стыке двух его симметричных частей (северной и южной) появилась открытая балюстрада с широкой лестницей. Тогда же фасады дома декорировали в стиле классицизм. Именно в таком виде памятник дошел до наших дней.

«Помимо мемориальной ценности, связанной с династией московских промышленников Прохоровых, здание имеет и архитектурно-художественную значимость для города. Примечательно, что интерьеры особняка сохранились почти полностью. Это и резная мраморная лестница, и расписной плафон под потолком, и лепнина на стенах, и печи, выложенные майоликовыми изразцами. Такая степень сохранности — большая редкость. В южной и северной частях дома также можно увидеть карнизы с орнаментом, молдинги (накладные выпуклые планки) на стенах и оконных откосах, потолки с кессонами (углублениями в виде пчелиных сот), майоликовые панно и много других уникальных декоративных деталей. Часть из них появилась во время второй реконструкции здания, которая проводилась в 1892 году по проекту архитектора Романа Клейна. Прохоровы занимали особняк вплоть до 1918 года, пока существовала сама Трехгорная мануфактура. В советские годы в нем открылся Дворец культуры», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

Как отметил глава Департамента, отдельного внимания заслуживают фасады здания, особенно в южной части, где они богато украшены лепниной. Высокие прямоугольные окна первого этажа обрамлены лучковыми сандриками (декоративными карнизами), опирающимися на фигурные консоли в виде женских головок. Окна второго этажа также декорированы сандриками с орнаментом в виде растений. В простенках расположены медальоны с рельефным изображением маленьких херувимов. Пространство карниза между этажами украшено лепными гирляндами. Фасады северной части здания отделаны рустом (облицовкой в виде кирпичной кладки). Тройное окно ризалита (декоративного выступа) оформлено арочным наличником, а окна первого и второго этажей обрамлены прямоугольными сандриками.

Два века Трехгорной мануфактуры

Трехгорная мануфактура — старейшее московское предприятие. Ситценабивную (или ткацкую) фабрику основал купец Василий Прохоров (1755–1815) вместе с мастером красильного дела Федором Резановым в 1799 году. Позднее он выкупил у компаньона его долю и стал единственным владельцем мануфактуры. Фабрика получила название из-за местности, в которой была расположена: урочище Три Горы существовало на левом берегу Москвы-реки с XV века. Продукция фабрики всегда пользовалась большим спросом, неоднократно отмечалась высокими наградами на международных ярмарках в разных странах. После смерти Василия Прохорова предприятием владели его сыновья и внуки, которые были почетными жителями Москвы и меценатами. В начале 1870-х фабрика изменила юридический статус и стала Товариществом Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Паями в нем владели члены семьи Прохоровых. В 1912 году за заслуги перед городом последний владелец фабрики Николай Прохоров получил дворянское звание. В 1918 году мануфактуру национализировали. Сейчас территория бывшей Трехгорной мануфактуры — знаковое место для творческой молодежи столицы. В бывших фабричных цехах работают мастерские, выставочные залы, зоны коворкинга, клубы и рестораны. Статус объекта культурного наследия обеспечивает главному дому городской усадьбы Прохоровых охрану государства. Это значит, что особняк нельзя сносить, а реставрировать его можно только под контролем Мосгорнаследия и после согласования проекта работ со специалистами ведомства.

Под охраной государства

Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения. Недавно памятником архитектуры признали здание бывшего Филаретовского женского епархиального училища, где училась сестра Антона Чехова — Мария Павловна. В реестр объектов культурного наследия включили главный дом городской усадьбы начала XIX века в Дашкове переулке. Двухэтажное здание было построено в стиле классицизм, это образец жилой застройки Москвы начала XIX века. Одним из хозяев дома был сенатор и статский советник Андрей Дашков, в честь которого назвали переулок. Под охрану государства взяли также дом с аптекой на Малой Бронной. Шестиэтажное здание в неоклассическом стиле было построено в 1913 году. Квартиры в нем сдавали в аренду, а внизу находились торговые лавки и мастерские. В помещении на первом этаже более века назад располагалась аптека. Примечательно, что аптека работает там и в наши дни. Памятником архитектуры стал и доходный дом Е. К. Калиновской с асимметричным фасадом и жар-птицами над окнами. Пятиэтажное здание построили в 1911 году по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее в стиле позднего модерна.

О чем еще писали в этот день

Кто я? Где я? Московская реновация пытается познать самоё себя. Это дорого

Почему чиновной власти никак не прожить без социального адреналина?.   Московская реновация, она же план по сносу столичных пятиэтажек, в момент своего появления наделала много шума и серьезно возмутила многих жителей столицы. О том, зачем такой анонс программы оказался
Regnum.ru

Как Москва восприняла двое суток протеста в Екатеринбурге

Кто стоит за столкновениями и почему независимо от ответа пострадает холдинг
Ура.Ru

В Екатеринбурге начались стычки на акции против строительства храма

Протестующие в очередной раз повалили
Новости ТВ Центр

Взгляд из будущего: какой будет столица в 2029 году

Сегодня эксперты «Вечерней Москвы» рассказали, какой видят столицу в 2029 году. На городских магистралях появятся беспилотные шаттлы, которые заменят автобусы, а в школах учителя будут индивидуально заниматься с каждым учеником, учитывая его конкретные потребности и способности. Какой может стать Москва всего десять лет спустя — в комментариях
Вечерняя Москва

Новый этап публичных слушаний по программе реновации стартовал в Москве

Жителям города предложили обсудить проекты жилых кварталов в четырех
Москва 24

Оценить уровень глубокой удовлетворенности москвичей

НИИ Генплана заказал «Социологическое исследование по анализу восприятия жителями проектов планировки кварталов программы
TBCC-Реновация

История Екатерининского собора в Екатеринбурге

13 мая в Екатеринбурге прошла стихийная акция против строительства собора Святой великомученицы Екатерины в сквере на Октябрьской
ТАСС