Вадим Кумин, Сегодня Москва не принадлежит гражданам

Вадим Кумин,  Сегодня Москва не принадлежит гражданам
Права на изображения принадлежат изданию - источнику статьи

Поделился своими мыслями о проблемах самоуправления в Москве на страничках общественно-политического журнала «Самоуправление». На мой взгляд, административная реформа и вывод федеральных органов власти из Москвы могут стать для москвичей первым шагом на пути к возврату своих гражданских прав и повышению качества жизни.

Сегодня Москва не принадлежит гражданам. В столице нет народовластия и самоуправления. Важнейшие решения принимают люди, которых мы никогда и никуда не выбирали — чиновники городского правительства, префектур и районных управ.
Нет сомнений, жители для московской власти – «люди лишние». Нас очень долго отучали от управления своим городом, своим районом и двором. У нас фактически отняли конституционное право на полноценное самоуправление, право принимать решения по основным вопросам городской жизни. Централизация и разрыв обратных связей делают Москву плохо управляемой и бесконтрольной. В тоже время чиновничий аппарат чрезмерно раздут. Ежегодно наращиваются средства на его содержание, но это не касается муниципального уровня, в выборах которого москвичи в прошлом году активно участвовали. Для муниципальных депутатов все остается по-прежнему, большой запрос населения на перемены — и полное отсутствие полномочий этот запрос реализовать.
Источником основных проблем Москвы являются непродуманные решения чиновников, которые формально остаются неподотчетны горожанам. Как пример — перенаселенность, вызванная неграмотной градостроительной политикой за последние четверть века. Происходит полное игнорирование планирования города и как результат — моноцентричный путь развития. Власти фактически ликвидировали право собственности граждан на свое законно приобретенное имущество, в том числе жилье и землю. Они используют подмену гражданского законодательства столичными градостроительными нормами.
Узаконена практика выселения москвичей за пределы МКАД. Не исполнены обязательства по проведению качественного капитального ремонта домов. Постоянно повышается стоимость проезда на общественном транспорте. Так же растут и тарифы ЖКХ. Под угрозой слияния, сокращения финансирования и перевода на коммерческие рельсы оказываются школы и поликлиники, открыто говорится о необходимости сокращения зарплат не на верхнем, а на низовом уровне бюджетной сферы, о новых программах приватизации стратегических объектов городского хозяйства.
Власть не готова и не желает по-настоящему взять на себя ответственность за ситуацию с тысячами обманутых дольщиков. При этом более половины бюджетов на подобные программы тратятся на цели, не совместимые со статусом региона, как исторически сложившегося, и тратятся на так называемое «благоустройство» и помпезные «празднества». Нарушаются права предпринимателей, малого и среднего бизнеса, что подрывает экономику города и ведет к монополизации различных хозяйственных сфер, к росту цен на товары и услуги для населения. За всем этим довольно часто стоят нерадивые чиновники, большинство из которых даже не являются профессионалами в своих отраслях.
Много вопросов имеется к «функционированию» городского законодательства. Запущен процесс сокращения полномочий Московской городской Думы. Городской парламент не участвует в реализации полномочий в части природоохранных функций, утверждения норм и правил градостроительного проектирования, утверждения Правил землепользования и застройки. Кроме того, большая часть депутатов работает на общественных началах и совмещает функции народных избранников с основной работой, что специально лишает их возможности заниматься полноценно проблемами избирателей.
В городской Думе заправляет «Единая Россия», проводящая политическую линию администрации города. Реальная оппозиция в Думе – КПРФ, городской властью игнорируется. Администрация города отвергает практически все инициативы, исходящие от оппозиции.
От большинства депутатов не ждут профессиональной работы над законопроектами. Проработка инициатив и их обсуждение на публичных мероприятиях и слушаниях не требуются — только «голосование». Даже заседания профильных комиссий Думы больше похожи на формальность. Процедура внесения законопроектов также предельно усложнена, и оппозиционным депутатам теперь крайне сложно обеспечить прохождение документа через все надуманные административные барьеры.
Более 97% законопроектов Москвы разрабатывается исполнительной властью. То есть она сама для себя и пишет законы. Правовые отделы комитетов и департаментов московского правительства формулируют сами для себя правила, законы и регламенты, по которым в дальнейшем они должны отвечать перед москвичами (но и этого не делают).
Так были отменены городские механизмы обеспечения жильем нуждающихся, появились программа реновации и регламенты оптимизации городского здравоохранения и образования. Ни один из этих проектов мэрии не прошел бы голосование в Думе, если бы депутаты «большинства» действительно отвечали бы за свои действия перед своими избирателями в округах, от которых они прошли в городской парламент, а не перед самой Мэрией.
Программа реновации является еще одним ярким примером, почему власти так заинтересованы в дроблении полномочий и финансирования на местном уровне, и в централизации власти в префектурах. Публичное обсуждение реновации проводилось под контролем чиновников префектур, получивших в итоге дополнительное финансирование на выполнение поручений по мобилизации сторонников программы. Также через префектуры осуществляется вся предвыборная работа, применяются технологии сокращения или, наоборот, стимулирования явки.
Это результаты многолетней программы по ущемлению прав москвичей. Власти не готовы отдать их просто так. Все попытки организовать публичное обсуждение административной реформы агрессивно пресекаются. Подобную практику отказа от любого диалога используют на всех уровнях городского управления. Результаты публичных слушаний в районах зачастую фальсифицируются. Власть блокирует проведение референдумов. В последние десятилетия в Москве не проводилось ни одного всенародного голосования жителей, ни по одному вопросу. Как результат, москвичи регулярно сталкиваются с различными угрозами: выселение за МКАД, застраивание парков и вырубка деревьев, уничтожение объектов культурного наследия, снос гаражей, обнищание по причине роста налогов и штрафов, тарифов на услуги, цен на товары, введения платных парковок.
Административная реформа нужна москвичам. Это единственный способ обеспечить реализацию своих прав в вопросах городского управления. Один из путей реализации административной реформы был предложен КПРФ.
До 1917 года в Москве было 17 районов. Расширение Москвы сопровождалось увеличением их числа. В 1991 году в Москве насчитывалось 33 района. С этого времени площадь «старой» Москвы почти не увеличилась, но количество районов в 1993 году было увеличено в 3,7 раза, что значительно повысило затраты на содержание органов власти.
Прокуратура, суды, военкоматы в Москве продолжают работать по 33-м районным подразделениям и не перешли на новое территориальное деление. Представляется целесообразным вернуться к исторически сложившемуся делению в границах «старой» Москвы на 33 района. Административные округа и префектуры должны быть ликвидированы, так как не имеют аналогов ни в одном городе страны.
Возможно также укрупнение муниципальной структуры в «новой» Москве: с 19-ти поселений до 10 муниципальных округов с сохранением исторически сложившихся границ поселений. Изменение границ муниципальных образований потребует согласия жителей, выраженного на местных референдумах.
Бюджеты префектур административных округов должны быть перераспределены по 33-м бюджетам муниципальных округов и бюджетам укрупненных муниципальных образований Новой Москвы. Расходы на содержание управ также перераспределяются в пользу бюджетов муниципальных образований. Состав муниципального имущества определяется законом города Москвы, и включает в себя земельные участки, здания, спортивные площадки, скверы, и т.д.
Таким образом, в Москве становится возможной двухуровневая структура с публичной властью, максимально приближенная к населению: Москвы — 45 городских округов (либо 35 муниципальных округов и 19 поселений). Измененная муниципальная структура будет более универсальной, соответствовать принципу равенства полномочий органов местного самоуправления в пределах одного города. Количество муниципальных округов будет соответствовать количеству депутатов в Московской городской Думе VI созыва (2014-2019).
Москва — это люди. И их интересы надо ставить на первое место. По многим показателям Москва опережает мировые мегаполисы. Но соперничать с другими городами надо в первую очередь по уровню жизни граждан. Многие административные и хозяйственные проблемы города могли бы быть решены за счет вывода из Москвы федеральных органов власти.
Несколько лет назад Росстат приводил данные, что в целом в федеральных органах власти России работает 248 тыс. человек. Около половины из них работают в Москве, остальные в территориальных органах.
Необходимо начать с переноса 120 тыс. чиновников федеральных органов исполнительной власти — аппаратов министерств, служб и агентств, других федеральных органов, например, Избиркома. Всего более 60 ведомств. Москва продолжит выполнять столичные функции, но в случае грамотно спланированного размещения федеральных чиновников нагрузка на московскую инфраструктуру значительно снизится.
Строительство, связанное с переносом госорганов, не будет слишком затратным для страны. Исходя из очень комфортной площади в 15 кв. м на одного чиновника, надо построить 1,8 млн. кв. м офисной недвижимости. Это примерно в 1,5 раза меньше, чем площадь комплекса «Москва-Сити» — 2,5 млн. кв. м. С учетом строительства жилья и инфраструктуры эксперты оценивают проект в 1,5-1,7 трлн. рублей.
Перенос федеральных госорганов из Москвы − это крупный проект, сравнимый со строительством Крымского моста. Проектирование и возведение моста обошлось бюджету в 230 млрд. рублей. Прямой эффект от его появления ощутили 2,3 миллиона жителей Крыма. Освобождение пятнадцатимиллионной Москвы от «бремени чиновников» − это следующий национальный инфраструктурный проект.
Новым местом расположения чиновников может стать Владимир. Не самое большое расстояние от Москвы позволит сохранить тесные связи федеральных органов управления в двух городах в переходный период на время переноса. Кроме того, есть некая историческая преемственность. Во Владимир в 1299 году была перенесена кафедра русского митрополита из Киева — Владимир тогда был фактической столицей Руси.
Переезд чиновников обеспечивает предпосылки формирования в центральной части страны еще одного центра притяжения человеческих ресурсов. Связанный с этим кумулятивный эффект будет способствовать развитию современной инфраструктуры. Это, безусловно, окажет положительное влияние на экономику всей страны.
Реализация проекта реформы городского управления, а также вывод, пусть даже частичный, органов федеральной власти позволит москвичам во многом избавиться от прямой зависимости от непрофессиональных решений городских и федеральных чиновников и в целом повысит качество жизни в столице.

Оригинал

О чем еще писали в этот день

Москва в настоящем и будущем... Шикардос!

Я наконец-то добрался до Moscow Urban Forum. Мне даже повезло, что был я там под конец недели, а не при
LiveJournal

Марат Хуснуллин: За пять лет обеспечим настоящий прорыв

К 2023 году завершится строительство Южной рокады, Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, «замкнется» новое кольцо метро, заявил заммэра Марат
Вечерняя Москва

Валерий Леонов: Мы создали визитную карточку мегаполиса

В рамках Московского урбанфорума состоялось вручение премии Community Awards проектам и организациям, повлиявшим на развитие городской
Вечерняя Москва

Москва стала вторым в мире зеленым мегаполисом

Москва занимает второе место среди 14 мировых мегаполисов по количеству зеленых зон и насаждений, заявил заммэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат
ВЕСТИ

Ольга Романова: "Прекратить пытки в тюрьмах и зонах проще простого"

Все рецепты давно и хорошо известны, а главный из них: рассекретить деятельность пенитенциарной
Новые Известия